• Здание отдела образования

  • Диплом II степени в республиканском конкурсе на лучший проект по организации шестого школьного дня

  • С ДНЕМ ЗНАНИЙ!

  • В Мозырском районе функционирует 31 оздоровительный лагерь дневного пребывания

  • Lorem ipsum dolor 5

 

2untitled 1 Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный День охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире.

Тема Всемирного дня охраны труда в 2019 году «Охрана труда и будущее сферы труда». В преддверии своего столетнего юбилея МОТ, отмечая в этом году Всемирный День охраны труда, подводит итог столетних усилий по улучшению положения в этой области и строит планы на будущее, рассчитывая на продолжение данной работы в условиях серьезных перемен, касающихся таких аспектов, как технологии, демография, организация труда.

         Определенные достижения в области обеспечения здоровых и безопасных условий труда на производстве с начала суверенной истории имеются и в Республике Беларусь.

         Право на труд, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся в соответствии с Конституцией Республики Беларусь к основополагающим правам граждан.

 

В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты.

Для придания работе по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих системного характера управление охраной труда в стране осуществляется на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях, а также непосредственно в организации.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют управление деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций по соблюдению законодательства о труде и об охране труда посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности их работы и выработкой предложений по ее повышению.

Создана действенная система надзора за соблюдением прав граждан на здоровые и безопасные условия труда. Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в организациях республики, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляет Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты. Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и за выполнением коллективных договоров (соглашений).

Начиная с 2002 года в Республике Беларусь реализуются государственные программы по улучшению условий и охраны труда. В настоящее время реализуются мероприятия подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

В рамках реализации государственной политики в области охраны труда и подпрограммы «Охрана труда», органами государственного управления осуществляется работа по следующим направлениям:

1. анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

2. функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (далее – СУОТ) и, при необходимости, их корректировка;

3. совершенствование СУОТ, направленных на выявление и минимизацию профессиональных рисков травмирования работников, в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

4. проведение ежегодных отраслевых и территориальных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей культуры охраны труда;

5. организация и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

6. проведение семинаров по охране труда.

Кроме того, проводятся и общереспубликанские мероприятия по охране труда. Реализовывается такая форма профилактической работы как комплексное осуществление мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. Так, 2019 год объявлен Годом безопасного труда в строительстве, план мероприятий которого утвержден Министром архитектуры и строительства и Министром труда и социальной защиты.

В целях укомплектования организаций квалифицированными специалистами по охране труда по заявкам органов государственного управления и организаций с 2004 года организована переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, по второй специальности «Охрана труда». Такое обучение открыто в 15 высших учебных заведениях. В организациях трудятся 1899 специалистов по охране труда, прошедших такую переподготовку.

В высших учебных заведениях и учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, в которых осуществляется подготовка специалистов для производственных отраслей, в учебных программах на изучение вопросов охраны труда предусматривается не менее 2 процентов от общего количества учебных часов.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда проводится работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов организаций в области законодательства об охране труда. Органами государственного управления ежегодно проводится проверка знаний у 50,0  тыс. руководителей, должностных лиц, членов комиссий для проверки знаний работников организаций по вопросам охраны труда (в 2018 – 52,3 тыс., 2017 – 47,3 тыс.).

Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса, организаций, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, а также в иных сферах деятельности практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2018 году продолжили свою работу мобильные группы, созданные при местных исполнительных и распорядительных органах. В отчетном периоде ими проведено свыше 17,8 тыс. обследований, в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 210 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих (в 2017 году – свыше 17,2 тыс. и 214 тыс. соответственно).

Сведения о результатах деятельности мобильных групп в 2018 году

Проведено обследований Предложено к устранению нарушений требований безопасности
Всего 17870 210665
в сельскохозяйственных организациях 7500 84254
в строительных организациях 3135 38736
в иных организациях 7235 87675

С целью привлечения внимания общественности к вопросам охраны труда продолжена работа по размещению соответствующей социальной рекламы в виде плакатов, баннеров и лент-растяжек, в том числе на транспортных средствах. Использовались и другие способы размещения такой рекламы, а именно путем трансляции роликов по охране труда по видеотерминалам общественного транспорта, местному телевидению, на электронно-информационных табло в местах массового пребывания граждан, а также в глобальной компьютерной сети Интернет.

Состояние условий труда на производстве

Согласно данным государственной статистической отчетности
4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда» в организациях республики по состоянию на 1 января 2019 года по сравнению с 1 января 2018 года количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, представляющих отчет, уменьшилось с 607 831 до 547 112.

В организациях республики в течение 2018 года приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 29 862 рабочих места для 37 503работников (улучшены условия труда на 18 583 рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда для 29 012 работников).

Количество рабочих мест

с вредными и (или) опасными условиями труда

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Количество рабочих мест, всего 2 267 411 2 292 260 2 182 706 2 120 968
Количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда 683 783 656 035 607 831 547 112
Удельный вес от их общего количества, % 30,16 28,95 27,85 25,80

Наибольшее количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда по отношению к общему числу таких рабочих мест в организациях республики на конец 2018 года наблюдается в организациях, подчиненных Минпрому (20%), Минэнерго (13,9%), концерну «Белнефтехим» (11,0%), Минтрансу (10,9%), Минстройархитектуры (9,8%), Минлесхозу (6,8%).

Численность работников, пользующихся компенсациями по условиям труда, на конец 2018 года составила 776 390 (на конец 2017 года – 832 174). В 2018 году по сравнению с 2017 годом численность работников, которые пользуются правом на пенсию по возрасту с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2, уменьшилась на 9948 и составила 132 803 человека.

Наибольший удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда к общему числу рабочих мест отмечается в организациях, подчиненных концерну «Белнефтехим», Минстройархитектуры и концерну «Беллесбумпром», Минлесхозу, в которых около половины работников заняты в неблагоприятных условиях труда.

В 2018 году в республике по данным Минздрава зарегистрировано 72 случая впервые выявленных профессиональных заболеваний (в 2017году – 84). Среди заболевших 60 мужчин и 12 женщин (в 2017 – 66 и 18). Показатель профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих в отчетном периоде составил 0,19 (в 2017 году – 0,25).

Удельный вес работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, к общему числу работающих (в процентах)

Наибольшее количество профессиональных заболеваний зарегистрировано в г. Минске и Минской области.

Количество случаев зарегистрированных

профессиональных заболеваний

2017 г. 2018 г.
Республика Беларусь 84 72
Брестская 1 1
Витебская - 2
Гомельская 12 3
Гродненская 7 3
г. Минск 43 35
Минская 16 18
Могилевская 5 10

Наибольшее число профессиональных заболеваний зарегистрировано в организациях обрабатывающей промышленности и в организациях по добыче металлических руд и прочих полезных ископаемых.

Распределение профессиональных заболеваний

по видам экономической деятельности за 2018 год

Наименование вида экономической деятельности по ОКЭД Число случаев
Всего 72
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 1
растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг 1
Горнодобывающая промышленность 10
добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых 10
Обрабатывающая промышленность 54
производство продуктов питания, напитков и табачных изделий 2
производство химических продуктов 2
производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов 1
производство резиновых и пластмассовых изделий 5
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 2
металлургическое производство. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 2
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 38
производство транспортных средств и оборудования 1
производство прочих готовых изделий; ремонт, монтаж машин и оборудования 1
Строительство 3
Здравоохранение и социальные услуги 4

Наибольшее количество профессиональных заболеваний отмечено в организациях, подчиненных Минпрому.

Распределение профессиональных заболеваний среди организаций республики

Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости отмечен в ОАО «Минский тракторный завод» (2018 год – 23 случая, 2017 год – 28), ОАО «Беларуськалий» (2018 год – 10 случаев, 2017 год – 11) и ОАО «Белшина» (2018 год – 5 случаев, 2017 год – 2).

Основными причинами возникновения профессиональных заболеваний явились конструктивные недостатки машин, оборудования и инструментов, а также нарушение требований безопасности.

Вследствие профессиональной заболеваемости в отчетном периоде инвалидами признано 11 человек.

Состояние производственного травматизма

Несмотря на принятые заинтересованными меры в 2018 году возрос уровень производственного травматизма. Так, по данным Департамента и БРУСП «Белгосстрах» в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году травмировано 2020 работающих (в 2017 году – 1689), из них погибло на производстве 144 человека (в 2017 году – 115).

Справочно. По данным Белстата в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году травмировано 1670 работающих (в 2017 году – 1390).

Наибольшее количество несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, произошло в организациях Минской области.

Численность работающих, пострадавших в результате

несчастных случаев на производстве

Всего из них со смертельным исходом
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
Республика Беларусь 1689 2020 115 144
Брестская 259 318 16 25
Витебская 192 200 16 21
Гомельская 221 275 19 22
Гродненская 179 231 10 13
г. Минск 284 320 14 15
Минская 322 375 27 27
Могилевская 232 301 13 21

Среди пострадавших на производстве в 2018 году 1566 мужчин (77,5 %) и 454 женщины (22,5 %), в 2017 году – соответственно 1296 (76,7 %) и 393 (23,3 %). Из 144 работающих, погибших на производстве в 2018 году, 134 мужчины (93,1 %) и 10 женщин (6,9 %), в 2017 году – соответственно 106 (92,2 %) и 9 (7,8 %). В 2018 году, как и в 2017 году, в результате несчастных случаев на производстве пострадало 6 работающих в возрасте моложе 18 лет, при этом в отчетном периоде не допущено случаев гибели несовершеннолетних на производстве (в 2017 году - один случай (ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» Минлесхоза).

Следует отметить, что удельный вес количества погибших в результате несчастных случаев на производстве в сравнении с общим количеством лиц, погибших от внешних причин, не превышает 2%.

Причины гибели от внешних причин

Причина 2017 г. 2018 г. Удельный вес от их общего количества в
2018 году,%
ВСЕГО, из них: 7948 7938 100,0
суициды 1945 1759 22,2
от случайного отравления алкоголем 1497 1455 18,3
от несчастных случаев, связанных с транспортными средствами (включая ДТП) 810 750 9,4
от воздействия дыма, огня и пламени 533 564 7,1
от случайных утоплений 468 447 5,6
в результате убийств 335 286 3,6
на производстве 115 144 1,8

По данным Белстата в 2018 году из-за травматизма на производстве потеряно 73,2 тыс. человеко-дней (в 2017 году – 64,3). По данным БРУСП «Белгосстрах» в 2018 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 113,4 млн. рублей (в 2017 году –
99,1 млн. рублей).

Справочно. По данным БРУСП «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отчетном периоде застраховано 3 940 988 человек (в 2017 году – 3 923 229).

При этом более 90 % указанных выплат составляют ежемесячные страховые выплаты.

Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний в 2018 году

Вид выплаты Сумма, тыс. рублей Удельный вес от их общего количества, %
Всего 113 415,7 100,0
Ежемесячные страховые выплаты 103 074,3 90,9
Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию 4 071,3 3,6
Пособия по временной нетрудоспособности, доплаты до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного на более легкую нижеоплачиваемую работу 3 457,7 3,0
Единовременные страховые выплаты 2 104,9 1,9
Возмещение Фонду социальной защиты населения расходов на выплату пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца 469,7 0,4
Расходы на погребение 237,8 0,2

В результате несчастных случаев на производстве в 2018 году потеря трудоспособности наступила у 154 человек, все из которых признаны инвалидами (в 2017 году потеря трудоспособности наступила у 171 человека, из них проценты утраты трудоспособности без определения инвалидности установлены трем работникам, инвалидами признано 168 человек).

Количество лиц, которым впервые установлены проценты

утраты трудоспособности или инвалидность в результате несчастных случаев на производстве

2017 г. 2018 г.
установ-лен про-цент утраты трудо-способ-ности признано инвалидами установ-лен про-цент утраты трудо-способ-ности признано инвалидами

1

группа

2

группа

3

группа

1

группа

2

группа

3

группа

Республика Беларусь 3 6 42 120 13 29 112
Брестская 2 12 17 3 8 20
Витебская 1 6 11 2 10
Гомельская 1 2 21 1 19
Гродненская 4 17 1 6 17
г. Минск 1 1 3 18 3 18
Минская 1 11 23 4 8 15
Могилевская 1 1 4 13 3 3 13

Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в 2018 году составил 51,3 (в 2017 году – 43,1), коэффициент частоты смертельного травмирования (численность погибших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных) возрос с 2,9 до 3,7.

Уровень производственного травматизма

в расчете на 100 тысяч застрахованных

Коэффициент частоты производственного травматизма общий Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
Республика Беларусь 43,1 51,3 2,9 3,7
Брестская 50,9 61,9 3,1 4,9
Витебская 44,2 46,4 3,7 4,9
Гомельская 41,6 53,0 3,6 4,2
Гродненская 43,7 56,9 2,4 3,2
г. Минск 27,2 29,5 1,3 1,4
Минская 53,2 62,0 4,5 4,5
Могилевская 59,3 78,6 3,3 5,5

В 2018 году при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора, по сравнению с 2017 годом количество работающих, получивших травмы на производстве, увеличилось на 18 человек. Погибших на производстве – на 15 человек.

Численность работающих, пострадавших в результате

несчастных случаев на производстве при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора

Всего из них со смертельным исходом
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
Республика Беларусь 1689 2020 115 144
в результате дорожно-транспортных происшествий 181 200 27 38
при выполнении строительных работ 59 53 9 14
при эксплуатации опасных и потенциально опасных производственных объектов 30 36 2 6
от воздействия дыма, огня и пламени 18 24 8 7
при эксплуатации электроустановок 20 15 5 5
при эксплуатации тракторов и сельскохозяйственной техники 13 11 4

Среди травмированных и погибших на производстве наибольшее количество составляют работающие промышленности.

Распределение работающих, пострадавших в результате

несчастных случаев на производстве,

по видам экономической деятельности за 2018 год

Вид экономической деятельности Всего/удельный вес от их общего количества,% из них со смертельным исходом/от их общего количества,%
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
Республика Беларусь 1689/100,0 2020/100,0 115/100,0 144/100,0
промышленность 537/31,8 634/31,4 25/21,7 31/21,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях 379/22,4 401/19,9 32/27,8 26/18,1
строительство 229/13,6 304/15,0 25/21,7 30/20,8
транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность 143/8,5 158/7,8 10/8,7 15/10,4
оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов 58/3,4 76/3,8 8/7,0
лесоводство и лесозаготовки 50/3,0 64/3,2 7/6,1 13/9,0
образование 37/2,2 48/2,4 2/1,4
снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом 37/2,2 44/2,2 2/1,7 7/4,9
здравоохранение и социальные услуги 33/2,0 41/2,0
водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 30/1,8 29/1,4 1/0,9 3/2,1
прочие виды деятельности 156/9,1 221/10,9 5/4,4 17/11,8

При этом самые высокие коэффициенты частоты травмирования и гибели работающих в 2018 году, как и в 2017 году, отмечены в лесоводстве и лесозаготовках.

Уровень производственного травматизма в расчете на 100 тысяч застрахованных по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности Коэффициент частоты производственного травматизма общий Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
Республика Беларусь 43,1 51,3 2,9 3,7
лесоводство и лесозаготовки 114,7 146,8 16,1 29,8
строительство 81,6 108,3 8,9 10,7
растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях 102,2 108,1 8,6 7,0
промышленность 52,5 62,0 2,4 3,0
водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 61,3 59,3 2,0 6,1
транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность 47,8 52,8 3,3 5,0
снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом 37,7 44,8 2,0 7,1
здравоохранение и социальные услуги 10,2 12,7
оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов 9,4 12,3 1,3
образование 8,2 10,6 0,4

В 2018 году наибольший удельный вес среди травмированных и погибших на производстве, как и в 2107 году, составили работающие организаций коммунальной формы собственности.

В организациях, подчиненных республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, в том числе подчиненным Правительству Республики Беларусь, по сравнению с 2017 годом количество несчастных случаев на производстве возросло с 557 до 583, число погибших – с 29 до 44.

Распределение работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по формам собственности за 2018 год

Форма собственности Всего/удельный вес от их общего количества,% из них со смертельным исходом/от их общего количества,%
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
Республика Беларусь 1689/100 2020/100 115/100 144/100
организации коммунальной формы собственности 655/38,8 811/40,1 46/40,0 52/36,1
организации республиканской формы собственности 557/33,0 583/28,9 29/25,2 48/33,3
организации частной формы собственности 477/28,2 626/31,0 40/34,8 44/30,6

Распределение пострадавших в результате несчастных случаев

на производстве по возрасту

Возраст потерпевших Всего/удельный вес от их общего количества,% из них со смертельным исходом/от их общего количества,%
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
до 18 лет 6/0,3 6/0,3 1/0,9
с 18 до 30 лет (включительно) 376/22,3 440/21,8 14/12,2 18/12,5
с 31 до 40 лет (включительно) 356/21,1 425/21,0 25/21,7 37/25,7
с 41 до 50 лет (включительно) 387/22,9 462/22,9 25/21,7 38/26,4
с 51 до 60 лет (включительно) 476/28,2 581/28,8 40/34,8 47/32,6
старше 60 лет 88/5,2 106/5,2 10/8,7 4/2,8

Анализ производственного травматизма показывает, что наиболее часто гибнут на производстве работники, имеющие стаж работы по профессии менее 5 лет, при этом почти каждый четвертый погибший на момент травмирования имел стаж работы по специальности менее 1 года.

Удельный вес пострадавших в результате несчастных случаев

на производстве по стажу работы по профессии, %

до 1 года от 1 года до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 20 лет свыше 20 лет
2017 год 29,5 12,8 10,3 19,2 14,1 8,8
Всего до 5 лет: 52,6
2018 год 23,9 16,3 13,0 23,9 14,1 8,8
Всего до 5 лет: 53,2

В 2018 году наиболее часто получали травмы на производстве работники следующих профессий: водители автомобилей и слесаря.

Основные профессии работающих, пострадавших в результате

несчастных случаев на производстве в 2018 году

Наименование профессии Всего Из них погибших
водитель автомобиля 179 17
слесарь 148 12
тракторист 95 10
животновод 79 4
подсобный рабочий 73 7
электромонтер 49 4
оператор машинного доения 48
станочник деревообрабатывающих станков 44
электрогазосварщик 37 3
грузчик (загрузчик сырья) 34 2
уборщик 30
вальщик леса 27 5
сторож 25 3
каменщик 24
повар 20

Мониторинг производственного травматизма показал, что основными видами происшествий, повлекших травмирование на производстве, в 2018 году явились: воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего. Общее число травмированных на производстве и погибших в 2018 и 2017 годах в организациях республики по основным видам происшествий приведено в таблице.

Удельный вес происшествий,

повлекших травмирование или гибель работников на производстве

Вид происшествия Удельный вес от общего количества травмированных,% Удельный вес от общего количества погибших,%
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и тому подобное 29,1 28,8 21,7 18,8
Падение потерпевшего во время передвижения 15,2 17,0 0,9
Падение потерпевшего с высоты 11,6 11,2 15,7 15,3
Падение, обрушение конструкций зданий и сооружений, обвалы предметов, материалов, грунта и т.п. 9,5 10,4 14,8 22,2
Дорожно-транспортное происшествие 10,7 9,9 23,5 26,4
Повреждения в результате контакта с представителями флоры и фауны 5,0 4,6 1,7 1,4
Нанесение травмы другим лицом 2,7 3,0 0,9
Воздействие экстремальных температур 2,0 1,9 0,9
Воздействие вредных веществ 2,0 1,8 0,7
Поражение электрическим током 1,4 1,1 5,2 4,2
Падение потерпевшего в колодцы, ямы, траншеи, емкости и тому подобное 1,0 0,7
Взрыв 0,8 0,7 3,5 2,1
Пожар 0,5 0,7 1,7 3,5
Отравление 0,9 0,5 1,7 2,1
Асфиксия 0,1 1,4
Утопление 0,1 0,9 0,7
Стихийные бедствия 0,1
Прочие 7,4 7,6 6,9 1,2

Анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве в организациях республики свидетельствует, что большинство подобных происшествий обусловлено неисполнением работодателями и (или) самими работающими требований охраны труд, причем это характерно для организаций всех форм собственности.

При этом удельный вес несчастных случаев, происшедших из-за необеспечения работодателями (их должностными лицами) безопасных условий труда, подолжает оставаться значительным.

Мониторинг причин несчастных случаев со смертельным исходом показывает, что зачастую они являются следствием неисполнения руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, а также нарушения потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, что свидетельствует о наличии недостатков и упущений в обеспечении работодателями контроля за соблюдением должностными лицами и работниками требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.

Удельный вес причин производственного травматизма

Травматизм на производстве 2017 г. 2018 г.
Исключительно по вине работодателя Смешанная ответственность работодателя и потерпевешегго Исключительно по вине потерпевешего Прочие Исключительно по вине работодателя Смешанная ответственность работодателя и потерпевешегго Исключительно по вине потерпевешего Прочие
Республика Беларусь общий 18,7 17,1 46,4 17,8 20,4 13,6 42,9 23,1
смертель-ный 23,8 38,8 21,3 16,1 25,3 29,5 16,8 28,4
организации республиканской формы собственности общий 14,6 19,8 49,3 16,3 15,9 47,3 21,1 15,7
смертель-ный 30,0 35,0 15,0 20,0 25,0 32,1 14,3 28,6
организации коммунальной формы собственности общий 20,7 14,5 43,3 21,5 20,4 11,7 41,0 26,9
смертель-ный 17,6 44,1 23,5 14,8 22,5 35,0 15,0 27,5
организации частной формы собственности общий 20,9 17,3 47,3 14,5 24,9 13,9 41,3 19,9
смертель-ный 26,9 34,6 23,1 15,4 29,6 18,5 22,2 29,7

Детализация причин производственного травматизма свидетельствует о том, что в 2018 году по сравнению с 2017 годом они по своему характеру существенно не изменились. Преобладающими по прежнему остаются нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда.

Причины производственного травматизма

Наименование причины Удельный вес от общего количества причин травмирования,% Удельный вес от общего количества причин гибели,%
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
Нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда 24,3 23,1 17,6 11,5
Невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда 12,5 13,9 15,5 17,6
Личная неосторожность потерпевшего 12,2 13,6 0,5 0,9
Нарушение требований по охране труда другими работниками 4,3 5,2 5,3 4,8
Допуск потерпевшего к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда 4,1 4,3 5,9 9,3
Нарушение правил дорожного движения другим лицом 5,2 4,1 5,9 5,3
Допуск потерпевшего к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда 3,5 4,1 3,7 7,9
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест 3,2 3,1 4,8 6,2
Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента 2,8 2,9 4,3 3,5
Привлечение потерпевшего к работе не по специальности (профессии) 1,9 2,0 1,6 2,6
Противоправные действия других лиц 1,9 1,9 1,1
Нарушение правил дорожного движения потерпевшим 1,5 1,7 2,1 3,1
Неприменение потерпевшим выданных ему средств индивидуальной защиты 1,8 1,5 1,1 1,8
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств 1,7 1,5 1,6 0,9
Нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ 1,7 1,4 7,0 4,4

Необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты

1,6 1,4 2,1 3,5
Отсутствие или некачественная разработка инструкции по охране труда 1,1 1,1 1,1
Несовершенство, несоответствие технологического процесса требованиям по охране труда 1,0 0,8 1,1 1,3
Нарушение технологического процесса 1,0 0,8 0,5 0,4
Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории 0,9 0,7 0,5
Отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования 0,8 0,7 0,5 2,2
Нарушение требований по охране труда потерпевшим, являющимся должностным лицом 0,7 0,7 0,4
Непроведение предварительного медицинского осмотра потерпевшего при поступлении на работу 0,6 0,7 1,1 1,8
Нарушение требований проектной документации 0,8 0,6 1,1 0,9
Техническая неисправность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств 0,6 0,5 0,4
Конструктивные недостатки средств производства 0,6 0,4
Непроведение предсменного медицинского осмотра или освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения потерпевшего 0,3 0,2 2,1 1,3
Некачественное проведение инструктажа по охране труда 0,3 0,1 0,5
Отсутствие или неполное отражение обязанностей по охране труда в должностных инструкциях руководителей и специалистов 0,1 0,1
Неисправность выданных потерпевшему средств индивидуальной защиты 0,1 0,1
Другие причины 6,9 6,8 11,4 8,0

Значительным остается удельный вес таких причин, обусловленных действиями самих потерпевших, как нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда и нахождение их в состоянии алкогольного опьянения.

Несмотря на принимаемые меры, по оперативным данным Департамента в 2018 году в состоянии алкогольного опьянения в момент травмирования находилось 84 человека или 4,2 % от общего числа травмированных (в 2017 году – соответственно 70 или 4,1 %), среди погибших в 2018 году на производстве в указанном состоянии находилось 24 человека (16,7 %), в 2017 году – 22 человека (19,1 %). Удельный вес работающих организаций коммунальной формы собственности среди лиц, получивших травмы в состоянии алкогольного опьянения, в 2018 году составил 50 %, среди погибших – 45,8 %.

Таким образом, дальнейшим резервом снижения уровня производственного травматизма являются совершенствование механизма стимулирования (в первую очередь – экономического характера) работодателей к исполнению своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, принятию мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины в организациях, а также повышению эффективности контроля за ее соблюдением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными результатами проведенной в 2018 году органами государственного управления, нанимателями совместно с профсоюзами работы по обеспечению соблюдения законодательства о труде и об охране труда, созданию здоровых и безопасных условий труда работающих явились:

совершенствование нормативной правовой базы об охране труда;

улучшение условий труда работающих за счет сокращения количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.

Вместе с тем, в 2018 году по сравнению с 2017 годом возрос уровень производственного травматизма. Анализ его причин показывает, что уменьшение административного регулирования деятельности работодателей со стороны органов государственного управления и контролирующих (надзорных) органов не компенсировано соответствующим ростом мотивации работодателей и их должностных лиц к обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Основными направлениями работы по обеспечению соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в дальнейшем будут являться:

- дальнейшее развитие законодательства об охране труда с учетом практики его применения, проводимой политики по либерализации предпринимательской деятельности, а также совершенствования технологических процессов, производственного оборудования, улучшения качества сырья и материалов;

- выработка эффективного механизма, в первую очередь экономического характера, стимулирующего работодателей к обеспечению безопасности работающих в процессе производственной деятельности;

- реализация органами государственного управления и организациями мероприятий подпрограммы «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73;

- дальнейшее совершенствование способов осуществления надзорной деятельности за счет смещения акцента с пресечения нарушения законодательства об охране труда на их предупреждение и профилактику;

- широкое применение в организациях республики принципов разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) концепции «нулевого травматизма» и ее семи «золотых правил».

slabovidyaschim

 hom      kart      mail

Меню ( право )

Ссылки

на сайты учреждений

 

 

 

 

_1.jpg

 

 _1.jpg

 

 

cb

Профсоюз

z

Охрана труда

mchs

 

"

 

 

 

oz

oz

 

81.jpg

 

.jpg 

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

 

medium Slayd v Dokument1

 

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1

medium Slayd v Dokument1