Вы здесь: Главная ГУ «Мозырский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций в сфере образования» Образование Защита прав детства Рекомендации и памятки
Методы Проведения Собеседований. Таблица Б
СТРАТЕГИЯ |
ЦЕЛЬ |
ПРЕИМУЩЕСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
Закрытые вопросы Наводящие вопросы Альтернативные вопросы |
· >Получение фактических сведений в конкретной содержательной области · >Получение ответов на конкретные вопросы |
· >Социальный работник может получить большой объем информации за короткое время |
· >Диапазон возможных ответов клиента ограничен тем, как социальный работник, проводящий собеседование, формулирует свои вопросы · >Клиенту может показаться, что на него оказывается давление, в связи с чем его ответы могут оказаться уклончивыми или лживыми |
Открытые вопросы |
· >Получение большого объема информации по широкому кругу тем · >Исследование восприятия ситуации клиентом |
· >Социальный работник может получить сведения, о которых он даже не спрашивал · >Информация может быть использована в ходе оценки; возможно выявление важных «формальных» («процедурных») вопросов |
· >Собеседование занимает много времени · >Социальному работнику, возможно, придется «просеивать» информацию, чтобы выявить ту, которая его интересует · >Клиент может отклониться от темы, уйти от обсуждения важных вопросов |
Поощрительные реплики Активное слушание |
· >Налаживание общения и демонстрация заинтересованности и озабоченности со стороны социального работника · >Налаживание позитивных рабочих отношений с клиентом |
· >Социальному работнику удается вызвать к себе доверие, показать свою заинтересованность и готовность выслушать и помочь · >Клиент может увериться в своей способности решить проблему · >Клиенту может «полегчать» из-за того, что он выговорился |
· >Клиент в значительной мере контролирует ход собеседования. · >Возможности социального работника в плане реализации позитивных перемен и постановки задач ограничены. · >Собеседование не всегда ведет к конкретным действиям. |
Уточнение |
· >Оказание клиенту помощи в осознании своих собственных действий с целью добиться позитивных перемен и обеспечить его активное участие в процессе · >Лучшее понимание социальным работником динамики семейных отношений, потребностей семьи и стоящих перед ней проблем |
· >Социальный работник получает возможность приступить к решению проблем, стоящих перед клиентом · >Социальному работнику удается более точно оценить факторы, вызывающие и усугубляющие стоящие перед клиентом проблемы, и сильные стороны клиента · >Семья получает возможность более точно оценить свою ситуацию |
· >Клиенту может показаться, что на него оказывается давление, поскольку он может не знать о проблеме, подымаемой социальным работником, или не желать обсуждать эту проблему · >Уровень сопротивления со стороны клиента может возрасти |
Обобщение Перенацеливание |
· >Недопущение ухода от темы собеседования · >Оказание клиенту помощи в организации предоставляемой ему информации |
· >Социальный работник более эффективно использует время, фокусируя внимание клиента на важных вопросах · >Клиент упорядочивает свои мысли по обсуждаемому вопросу · >Внимание клиента сосредоточивается на главных проблемах, ненужные детали опускаются |
· >Человеку, которого возвращают к обсуждению основной проблемы, может показаться, что его перебивают или не слушают · >Руководя ходом собеседования, социальный работник может уделить недостаточно внимания важному вопросу и, как следствие, не получить полезную информацию |
Формулирование вариантов, рекомендаций, предложений |
· >Предложение клиенту нескольких альтернативных вариантов решения проблемы · >Нацеливание клиента на позитивное действие |
· >Клиенту предлагаются решения, о которых он раньше мог не знать · >Клиента подталкивают к тому, чтобы он попробовал новые решения · >Социальному работнику удается лишний раз подчеркнуть, что все предпринимаемые действия должны содействовать достижению главной цели |
· >Социальный работник может «отобрать» у клиента инициативу в самостоятельном поиске решения стоящих перед ним проблем · >Клиент может возложить на социального работника ответственность, если предложенное последним решение «не сработает» |
Конфронтация |
· >Подталкивание клиента к признанию своих проблем, чувств, действий в ситуациях, когда более мягкие формы воздействия оказались неэффективными |
· >Может ускорить решение проблемы · >Позволяет социальному работнику не позволить клиенту манипулировать им, прекратить попытки клиента отклониться от темы собеседования · >Позволяет клиенту осознать, что он сопротивляется попыткам социального работника оказать ему помощь |
· >Не может использоваться до тех пор, пока социальный работник не наладит с клиентом доверительные отношения · >В случае неудачи может привести к повышению уровня сопротивления со стороны клиента · >Может потребовать проведения социальным работником значительной дополнительной работы, на что уйдет много времени и усилий |
Методика организации визитов в семью
Одна из форм работы педагога социального с семьей – визиты в семью: посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Эта форма работы позволяет установить и поддерживать длительные отношения с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
1. Безопасность специалистов во время домашних посещений.
Принимая во внимание вынужденный характер вмешательства организаций по защите детства каждое дело о защите ребенка потенциально несет в себе неожиданную конфронтацию. Дела, где есть домашнее насилие, могут нести для специалистов системы защиты детства (СЗД) дополнительный риск угроз и насилия. Специалисты СЗД должны понимать конкретные ситуации, могущие вызвать жесткую конфронтацию и учиться защищать свою безопасность.
Подробнее: Безопасность специалистов во время домашних посещений