31.12.2020 в рамках работы районного ресурсного центра педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего и специального образования Мозырского района в онлайн-режиме состоялся семинар-практикум по теме «Социально-психологическая дезадаптация в генезе суицидального, девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних».
Целью проведения семинара-практикума явилось повышение компетентности специалистов психологической службы в вопросах профилактики суицидального, девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних.
Дистанционная форма проведения семинара-практикума предоставила возможность участия педагогов-психологов, педагогов социальных в вебинарах, подготовленных ведущими специалистами в области охраны прав детства. Выступление председателя Центра гуманной педагогики Беларуси, педагога, психолога, основателя школы «Город Солнца» Исаченко Е.М. было посвящено возможностям профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних посредством эффективного управления эмоциями. Вопросы профилактики эмоционального выгорания рассматривались в рамках вебинара, разработанного специалистами ГУО «Гомельский областной социально-педагогический центр». Была осуществлена презентация электронной книги Грина Росса «В партнёрстве с ребёнком. Как слышать друг друга и вместе находить решения». Практические советы, актуальные для настоящего времени, специалисты СППС имели возможность в ходе участия в работе педагогической студии «Калейдоскоп идей в помощь специалистам СППС». Вниманию был представлен мастер-класс «Применение техники образной визуализации «КУБ» в вопросах профилактики суицидального, девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних. К слову, данный мастер-класс был представлен Гульчик В.В. в рамках Х Республиканского Рождественского фестиваля.
Копилка педагогов-психологов, педагогов социальных Мозырского района пополнилась видеороликами: «Город Солнца» «Первая проба», «Живи ярко» (разработчики- специалисты СППС ГУО «Средняя школа №16 г. Мозыря»), «Профилактика наркомании» (разработчики- специалисты СППС ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря», ГУО «Средняя школа №11 г. Мозыря», тренинговой программой «Мы выбираем жизнь» (автор - Полуянова Е.И., педагог-психолог ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»), презентанцией «Человек и закон: храни порядок и порядок сохранит тебя» (разработчики - специалисты СППС ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»).
На заключительном этапе семинара-практикума участники имели возможность пройти онлайн-тестирование по методике образной визуализации «Проективный тест «Куб в пустыне»».
Гульчик Виктория Валентиновна,
руководитель РРЦ, заведующий отделом по основной деятельности
ГУО «Мозырский районный социально- педагогический центр»
С целью повышения компетентности специалистов психологической службы в вопросах формирования психологически безопасной образовательной среды 08 октября 2020 года в актовом зале ГУО «Средняя школа №12 г. Мозыря» состоялся семинар-практикум по теме «Конфликт-менеджмент в учреждении образования: принципы, стратегии, технологии».
Организаторами семинара-практикума были поставлены задачи: обсудить методические особенности внедрения инструментов медиации в целях конструктивного разрешения конфликтов; проанализировать возможности построения системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей с применением дистанционных и очных форм взаимодействия; повысить компетентность специалистов СППС в вопросах создания онлайн-сообществ при организации профилактической работы с субъектами образовательного процесса.
В работе семинара-практикума приняли участиеспециалисты ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр», методистыГУ «Мозырский районный учебно-методический центр»,педагоги-психологи учреждений общего среднего и специального образования, психологи ООО «Образовательно-консультационный центр «Позитивная жизнь» и др.
Итоги реализации воспитательной и социальной работы в 2019/2020 учебном году и задачах на 2020/2021 учебный год рассматривались в выступлении Упир Надежды Владимировны, методистаГУ «Мозырский районный учебно-методический центр». О сущности позиционного конфликта, его функциональных особенностях и возможности регулирования рассуждала Гульчик Виктория Валентиновна, руководитель РРЦ. Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях с использованием ресурсов СР-психологии освещались кандидатом психологических наук, доцентом, экспертом по психологии самореализации Дыгуном Михаилом Александровичем. Возможности повышения конфликтологической грамотности субъектов образовательного процесса в рамках реализации республиканского проекта «Родительский университет» рассматривались в выступлении Зелимовой Юлии Александровны, педагога-психолога ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря». Дивак Елена Анатольевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа №12 г. Мозыря» и Гнедько Ирина Александровна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа №11 г. Мозыря», поделились собственным опытом по организации профилактической работы с субъектами образовательного процесса в онлайн- сообществах. Зелимова Ю.А. провела Мастер-класс «Технология онлайн-обучения с применением маршрутных листов».
В рамках работы семинара-практикума вниманию участников представлены презентации: «Актуальные направления повышения качества психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса», «Позиционный конфликт: сущность, функциональные особенности, возможности регулирования», «Взаимодействие учреждения образования с семьёй. Организация родительского университета», «Топ-5 лучших книг по конфликтологии».
В ходе обсуждений наметились идеи по повышению эффективности деятельности родительских университетов и внедрению служб школьной медиации в учреждениях образования, которые найдут отображение в решении РРЦ и рекомендациях по совершенствованию работы специалистов СППС.
Гульчик Виктория Валентиновна,
руководитель РРЦ, заведующий отделом по основной деятельности
ГУО «Мозырский районный социально- педагогический центр»
11 сентября 2020 в актовом зале государственного учреждения образования «Мозырский районный социально-педагогический центр» в рамках работы районного ресурсного центра педагогов-психологов, педагогов социальных состоялся семинар-практикум по теме «Организация деятельности педагога-психолога и педагога социального в учреждении образования».
В работе семинара-практикума приняли участие вновь назначенные специалисты психологической и социально-педагогической службы учреждений образования. Стартом мероприятия явилось обозначение актуальных направлений деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования (Гульчик Виктория Валентиновна, руководитель РРЦ, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Мозырский районный социально- педагогический центр»). Эстафету приняли методисты ГУ «Мозырский районный учебно-методический центр» Упир Надежда Владимировна, Ковач Анна Михайловна, Ковальчук Наталья Евгеньевна, осветившие в своих выступления ключевые вопросы организации деятельности, направленной на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних. Была детально проанализирована информация по результатам изучения организации работы по сопровождению замещающих семей в Мозырском районе. Внимание было обращено к повышению качества выполнения отчётов о реализации планов развития приёмных семей специалистами СППС учреждений образования и психолого-педагогических характеристик воспитанников замещающих семей. В ближайшее время специалистами отдела поддержки смей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, будут разработаны рекомендации по оформлению планов развития приёмных семей и отчётов по их реализации.
О том, как грамотно организовать работу по профилактике негативных явлений в молодёжной среде, излагалось в выступлении Лукьяновой Натальи Алексеевной, заведующей отделом профилактики и комплексной реабилитации ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр». Идеи о создании школьных служб медиации в учреждениях образования прозвучали в выступлении Гульчик Виктории Валентиновны, руководителя РРЦ. Вопросы профилактики семейного неблагополучия и сопровождения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, рассматривались в докладе Бойко Светланы Леонидовны, педагога социального ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр».
Практическая часть семинара-практикума включала в себя детальное обсуждение прикладных аспектов деятельности специалистов СППС и предполагала дифференцированную работу секциях «Секция 1. Организация социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса» (Руководитель секции: Упир Надежда Владимировна), «Секция 2. Организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса» (Руководитель секции: Гульчик Виктория Валентиновна).
В ходе работы секций было осуществлено закрепление вновь назначенных специалистов за наставниками. Создан вайбер-клуб «ШМС» [Школа молодого специалиста], в рамках деятельности которого начинающие специалисты могут задать любые интересующие вопросы и своевременно получить необходимую информацию.
Материалы, на которые ссылались в выступлениях специалисты (образцы документов, региональные алгоритмы, нормативные правовые акты в последних редакциях и др.) доведены до сведения вновь назначенных специалистов посредством электронной почты.
31.08.2020в онлайн-режиме состоялось инструктивно-методическое совещание специалистов СППС по теме «Проблемные вопросы совершенствования деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего и специального образования». Совещание было проведено в рамках работы районного ресурсного центра педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего и специального образования Мозырского района. Цель совещания - совершенствование профессиональной компетенции педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего и специального образования в вопросах психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки участников образовательного процесса в условиях актуальной социальной и политической ситуации.
В ходе совещания обозначены ведущие направления в свете актуальных требований действующего законодательства и запросов практики, задачи на 2020/2021 учебный год; проанализированы проблемы деятельности службы СППС на уровне области и района, обсуждены идеи по повышению эффективности деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы в современном образовательном пространстве с учётом инструктивно-методического письма «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
Вниманию специалистов были представлены презентация «Об итогах организации воспитательной, идеологической и социальной работы и задачах на 2020/2021 учебный год» (по материалам выступления Клочковой Елены Ивановны, начальника отдела воспитательной и социальной работы главного управления образования Гомельского облисполкома), презентация «Обзор статистических данных по областям Республики Беларусь по параметрам: «Подростковая преступность», «Гибель от внешних причин», «Выявление детей, приобретших статус в связи с лишением законных представителей родительских прав», «Профилактика социального сиротства в Гомельской области» (количество детей, находящихся в СОП, из числа признанных НГЗ, нормализация ситуации, возврат в семью)», «Результаты работы по устройству выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.
Практическая часть совещания предполагала знакомство с технологией работы с эмоциональными состояниями Р. Плутчика, Д. Гоулмана, с памяткой по оказанию первой психологической помощи пострадавшим, с технологией оценки переживаний «Карта эмоций. Смайл», с циклом онлайн-встреч с Ш. Амонашвили.
В качестве предложений выступили идеи повышения качества просвещения родителей посредством реализации проекта «Родительский университет», внедрения региональных алгоритмов действий специалистов социально-педагогической и психологической службы по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних, по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей и образовательных учреждений, по проведению психодиагностического обследования суицидального поведения учащихся и психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов.