Вы здесь: Главная Образование Защита прав детства Рекомендации и памятки Методы Проведения Собеседований
Методы Проведения Собеседований. Таблица Б
СТРАТЕГИЯ |
ЦЕЛЬ |
ПРЕИМУЩЕСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
Закрытые вопросы Наводящие вопросы Альтернативные вопросы |
· Получение фактических сведений в конкретной содержательной области · Получение ответов на конкретные вопросы |
· Социальный работник может получить большой объем информации за короткое время |
· Диапазон возможных ответов клиента ограничен тем, как социальный работник, проводящий собеседование, формулирует свои вопросы · Клиенту может показаться, что на него оказывается давление, в связи с чем его ответы могут оказаться уклончивыми или лживыми |
Открытые вопросы |
· Получение большого объема информации по широкому кругу тем · Исследование восприятия ситуации клиентом |
· Социальный работник может получить сведения, о которых он даже не спрашивал · Информация может быть использована в ходе оценки; возможно выявление важных «формальных» («процедурных») вопросов |
· Собеседование занимает много времени · Социальному работнику, возможно, придется «просеивать» информацию, чтобы выявить ту, которая его интересует · Клиент может отклониться от темы, уйти от обсуждения важных вопросов |
Поощрительные реплики Активное слушание |
· Налаживание общения и демонстрация заинтересованности и озабоченности со стороны социального работника · Налаживание позитивных рабочих отношений с клиентом |
· Социальному работнику удается вызвать к себе доверие, показать свою заинтересованность и готовность выслушать и помочь · Клиент может увериться в своей способности решить проблему · Клиенту может «полегчать» из-за того, что он выговорился |
· Клиент в значительной мере контролирует ход собеседования. · Возможности социального работника в плане реализации позитивных перемен и постановки задач ограничены. · Собеседование не всегда ведет к конкретным действиям. |
Уточнение |
· Оказание клиенту помощи в осознании своих собственных действий с целью добиться позитивных перемен и обеспечить его активное участие в процессе · Лучшее понимание социальным работником динамики семейных отношений, потребностей семьи и стоящих перед ней проблем |
· Социальный работник получает возможность приступить к решению проблем, стоящих перед клиентом · Социальному работнику удается более точно оценить факторы, вызывающие и усугубляющие стоящие перед клиентом проблемы, и сильные стороны клиента · Семья получает возможность более точно оценить свою ситуацию |
· Клиенту может показаться, что на него оказывается давление, поскольку он может не знать о проблеме, подымаемой социальным работником, или не желать обсуждать эту проблему · Уровень сопротивления со стороны клиента может возрасти |
Обобщение Перенацеливание |
· Недопущение ухода от темы собеседования · Оказание клиенту помощи в организации предоставляемой ему информации |
· Социальный работник более эффективно использует время, фокусируя внимание клиента на важных вопросах · Клиент упорядочивает свои мысли по обсуждаемому вопросу · Внимание клиента сосредоточивается на главных проблемах, ненужные детали опускаются |
· Человеку, которого возвращают к обсуждению основной проблемы, может показаться, что его перебивают или не слушают · Руководя ходом собеседования, социальный работник может уделить недостаточно внимания важному вопросу и, как следствие, не получить полезную информацию |
Формулирование вариантов, рекомендаций, предложений |
· Предложение клиенту нескольких альтернативных вариантов решения проблемы · Нацеливание клиента на позитивное действие |
· Клиенту предлагаются решения, о которых он раньше мог не знать · Клиента подталкивают к тому, чтобы он попробовал новые решения · Социальному работнику удается лишний раз подчеркнуть, что все предпринимаемые действия должны содействовать достижению главной цели |
· Социальный работник может «отобрать» у клиента инициативу в самостоятельном поиске решения стоящих перед ним проблем · Клиент может возложить на социального работника ответственность, если предложенное последним решение «не сработает» |
Конфронтация |
· Подталкивание клиента к признанию своих проблем, чувств, действий в ситуациях, когда более мягкие формы воздействия оказались неэффективными |
· Может ускорить решение проблемы · Позволяет социальному работнику не позволить клиенту манипулировать им, прекратить попытки клиента отклониться от темы собеседования · Позволяет клиенту осознать, что он сопротивляется попыткам социального работника оказать ему помощь |
· Не может использоваться до тех пор, пока социальный работник не наладит с клиентом доверительные отношения · В случае неудачи может привести к повышению уровня сопротивления со стороны клиента · Может потребовать проведения социальным работником значительной дополнительной работы, на что уйдет много времени и усилий |